Загрузка...
Вы просматриваете:  Главная  >  Суд  >  Текущая статья

Выступление председателя Совета судей РФ В.В. Момотова на семинаре-совещании председателей советов судей субъектов Российской Федерации

  /  12.04.2018  /  

Уважаемые коллеги!

Ушедший 2017 год был очень важным для судебной системы не только с точки зрения текущих вопросов, но и с исторической точки зрения. В этом году отмечался 25-летний юбилей Совета судей Российской Федерации. Мы также готовились к масштабным мероприятиям, связанным с отмечавшимся в январе 2018 года Юбилеем Верховного Суда Российской Федерации.

Такой исторический момент возлагает на нас особую ответственность. Мы должны оправдать ту Миссию, которая возложена на нас Российским Государством, и соответствовать запросу граждан на современное и эффективное правосудие, пользующееся доверием у общества.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что сейчас на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Этот законопроект, внесенный Верховным Судом, уже принят в первом чтении, и сейчас активно готовится ко второму чтению.

В случае, если законопроект будет поддержан, в Российской Федерации будут созданы новые суды — кассационные суды общей юрисдикции, которым будут переданы кассационные полномочия президиумов судов областного звена, и апелляционные суды общей юрисдикции, которые будут рассматривать апелляционные жалобы на решения, принятые судами областного звена по первой инстанции. В связи с тем, что суды формируются по принципу «один суд — одна инстанция», предполагается, что к кассационным судам перейдут кассационные полномочия не только в отношении судебных актов судов областного и районного звена, но и судебных актов мировых судей.

До передачи полномочий новым судам должны быть назначены не менее 2/3 судей каждого из них. После того, как Президент Российской Федерации назначит необходимое число судей конкретного суда, Пленум Верховного Суда Российской Федерации получит возможность принять постановление о начале работы этого суда. До принятия такого постановления Пленума дела будут рассматриваться в действующем сегодня порядке.

Все процессуально-правовые вопросы, связанные с созданием новых судов, будут решены в отдельном законопроекте, который готовится Верховным Судом к внесению в Государственную Думу. Одно из важных изменений, которые предполагается включить в этот проект, состоит во введении в кассационных судах модели так называемой «полной кассации», при которой коллегии из трех судей будут в судебном заседании рассматривать по существу все поступающие жалобы без какого-либо предварительного отбора судьями. Это позволит усилить роль первой кассационной инстанции и устранять многие нарушения без вмешательства Верховного Суда.

Руководящими и стратегическими документами для судейского сообщества были и остаются постановления Всероссийского съезда судей. В 2017 году органы судейского сообщества в своей деятельности руководствовались прежде всего постановлением IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 г. «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе». В этом постановлении изложена концепция реализуемой в настоящее время судебной реформы.

В эпицентре нашего внимания находится судья. При этом мы, как и прежде, заботимся обо всех этапах «профессиональной жизни» судьи: и о процедуре отбора и назначения кандидатов на судейские должности, и о процессе отправления правосудия и внутренней организации жизни судейского сообщества, и о статусе судей-отставников.

Говоря о процедуре назначения судей на должность, хочу прежде всего обратить Ваше внимание на те причины, по которым Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов принимает отрицательные решения в отношении кандидатов, рекомендованных квалификационными коллегиями судей.

Материалы в отношении кандидатов, по которым Комиссией принято отрицательное решение, направляются Верховным Судом в Совет судей Российской Федерации для организации проверки тех сведений, на основании которых кандидату отказано в назначении на должность. В 2017 году региональные советы судей по поручению Совета судей Российской Федерации провели проверки в отношении 257-и лиц. По результатам проверок материалы в отношении 22-х лиц направлены в квалификационные коллегии судей с представлениями о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Таким образом, вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности поставлен в отношении восьми с половиной процентов тех судей, которым отказано в назначении на судейские должности.

Чаще всего нарушения, допущенные этими судьями, касаются представления недостоверных сведений о доходах и имуществе, а также о привлечении себя и своих близких родственников к уголовной и административной ответственности. В основном эти нарушения не являются результатом злого умысла, а вытекают из недостаточно ответственного и добросовестного отношения судьи к тем обязанностям, которые возложены на него законодательством о статусе судей.

В связи с этим, уважаемые коллеги, хочу обратить внимание на два обстоятельства.

Во-первых, допущенные нарушения не относятся к числу трудно выявляемых. При должном уровне контроля как со стороны самого судьи, так и со стороны органов судейского сообщества этих нарушений можно избежать, и судебная система не будет лишаться высококвалифицированных кадров. В связи с этим я считаю необходимым провести дополнительную работу и с судьями, и с органами судейского сообщества с тем, чтобы максимально внимательно относиться к заполнению деклараций о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также к сведениям о привлечении судьи и его родственников к ответственности. У органов судейского сообщества есть достаточный ресурс для надлежащей проверки этих сведений; кроме того, соответствующие комиссии по проверке достоверности деклараций судей сформированы во всех судах. Этот ресурс нужно использовать для того, чтобы все нарушения выявлялись своевременно, а не на стадии рассмотрения кандидатуры Комиссией при Президенте.

В Совете судей Российской Федерации и в региональных советах судей образованы Комиссии по противодействию коррупции. При необходимости мы готовы оказывать методическую помощь для максимально эффективной и тщательной проверки данных, представляемых кандидатами.

Во-вторых, прошу Вас внимательно относиться к тем решениям, которые принимаются советами судей по результатам проводимых проверок. Мы часто сталкиваемся с тем, что по результатам проведенной региональным советом судей проверки информация о допущенных судьей нарушениях нашла свое подтверждение, однако совет судей решил ограничиться обсуждением этого факта. Коллеги, формулировка «решено ограничиться обсуждением» — это не решение по существу вопроса. Любое обсуждение должно иметь юридически значимый результат, то есть конкретный вывод в отношении представленной информации. Само по себе обсуждение — это ещё не вывод.

В связи с этим прошу Вас четко указывать на те основания, по которым советом судей принято решение не направлять материалы в квалификационную коллегию судей. Если региональный совет судей пришел к выводу о том, что в действиях судьи отсутствуют признаки дисциплинарного проступка – например, установлено, что судья не допустил виновных действий, которые повлекли умаление авторитета судебной власти — на это и нужно указывать в решении, принятом по результатам проведенной проверки.

Также я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в ряде случаев мы сталкиваемся с вопросами о наличии либо отсутствии у кандидата на судейскую должность двойного гражданства. Проверки в отношении ряда судей показали, что необходимых и достаточных мер для выхода из второго гражданства кандидаты в некоторых случаях не принимают. Подобных ситуаций нельзя допускать: речь идет о соответствии либо несоответствии судьи базовым квалификационным требованиям. Безусловно, кандидатам нужно очень внимательно относиться к наличию у них документов, юридически подтверждающих выход из второго гражданства. Но особое внимание этому вопросу должны уделять органы судейского сообщества. Без документов, с достоверностью подтверждающих выход кандидата из второго гражданства, нельзя принимать решение о его рекомендации на должность.

Говоря о работе Совета судей Российской Федерации по совершенствованию процесса отправления правосудия, следует в первую очередь отметить необходимость скорейшей разработки научно обоснованных нормативов судейской нагрузки. После разработки этих нормативов необходимо будет подготовить законопроект, направленный на их нормативноправовое закрепление. Эта задача поставлена перед нами IX Всероссийским съездом судей.

Для разработки нормативов нагрузки Судебным департаментом был заключен государственный контракт с Государственным университетомВысшей школой экономики. По имеющейся информации на сегодняшний день исполнитель, к сожалению, не справился с выполнением поставленных задач в установленный срок. К 1 1 декабря 2017 года работа должна была завершиться, однако она до сих пор не завершена в связи с многочисленными недостатками и необоснованностью представленных результатов. В связи с этим мы поддерживаем инициативу Судебного департамента по расторжению государственного контракта в связи с существенным нарушением его условий, а также призываем обеспечить надлежащий контроль при дальнейшей работе с новым исполнителем. Нормативы судебной нагрузки необходимо разработать максимально оперативно и качественно.

Как Вы знаете, работа по оптимизации судебной нагрузки и повышению уровня правовой защищенности граждан сегодня активно ведется Верховным Судом Российской Федерации. В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором отражены, в числе прочего, многочисленные предложения судейского сообщества.

Мы столкнулись с тем, что часть экспертного и правозащитного сообщества неверно интерпретирует положения этого законопроекта. В частности, появились публикации, авторы которых по сути дезинформируют общественность, указывая, что законопроект лишает граждан возможности получить мотивированное судебное решение, хотя на самом деле положения проекта, напротив, возлагают на судью безусловную обязанность составить такое решение при поступлении просьбы от участника процесса. В ряде случаев нам указывалось на то, что судейское сообщество якобы печётся исключительно о снижении судебной нагрузки, забывая о правах участвующих в деле лиц.

Подобные замечания также не имеют под собой какой-либо основы, поскольку освобождение судьи от составления мотивированных судебных решений по делам, в которых у сторон отсутствует реальный правовой спор, позволяет уделять больше внимания и сил действительно сложным делам, требующим глубокой аналитической работы. Кроме того, освобождение судьи от составления мотивировочной части, которая не интересует ни истца, ни ответчика, приведет к сокращению срока рассмотрения дел, в результате чего в отношениях сторон быстрее наступит правовая определенность.

В связи с этим и в 2017-м, и в текущем году представители судейского сообщества на самых разных площадках, а также через средства массовой информации вели просветительскую работу, разъясняя экспертному и правозащитному сообществу смысл и содержание предлагаемых изменений.

В этом контексте, уважаемые коллеги, хочу обратить Ваше внимание на важность информирования общественности о вопросах, связанных с жизнью судейского сообщества. При этом необходимо соблюдать требования Кодекса судейской этики, касающиеся взаимодействия судей со средствами массовой информации, в том числе избегать комментирования судебных постановлений, принятых по находящимся в производстве делам. Вместе с тем целесообразно освещать вопросы, связанные с работой региональных советов судей, с законодательными инициативами высшей судебной инстанции по совершенствованию правосудия, вести просветительскую работу и информировать общественность об актуальных событиях в этой сфере. В противном случае в информационном пространстве образуется вакуум, который заполняют, в числе прочих, не всегда добросовестные лица, стремящиеся сформировать у общества искаженное представление о судейском сообществе.

С учетом этого прошу Вас также обеспечить контроль за своевременным обновлением информации на сайтах советов судей субъектов Российской Федерации, а также актуальностью размещенных на этих сайтах сведений.

Говоря о правосудии по уголовным делам, одним из наиболее значимых изменений в этой сфере является закрепление возможности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах. Такая возможность существует с 1 января 2018 г. В связи с этим Совет судей Российской Федерации поручил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации завершить мероприятия, направленные на подготовку районных судов и гарнизонных военных судов к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей, в срок до 1 июня 2018 года.

Одним из наиболее острых вопросов, которые сегодня стоят перед судебной системой, являются вопросы отправления правосудия мировыми судьями. В ряде регионов мировая юстиция функционирует в условиях недостаточного финансирования, которое к тому же сокращается. Это усугубляется тем, что мировые судьи с организационной точки зрения зависимы от региональных органов исполнительной власти, которые осуществляют полномочия нанимателей в отношении сотрудников аппарата мирового судьи, нередко без учета мнения самого мирового судьи. В результате складывается парадоксальная ситуация, при которой мировой судья лишен полномочий по руководству собственным аппаратом. Это порождает серьезные проблемы при отправлении правосудия, прежде всего — с соблюдением сроков рассмотрения дел.

Подобная ситуация недопустима. Мировые судьи рассматривают свыше 72-х процентов дел, ежегодно поступающих в суды. Это означает, что именно на мировых судей возлагается основная судебная нагрузка, и чаще всего именно по организации их работы у общества складывается впечатление о судебной системе. В связи с этим судейское сообщество уделяет значительное внимание институту мировой юстиции.

Верховный Суд Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей». Этот законопроект направлен на улучшение финансового и организационного обеспечения деятельности мировых судей. В частности, проектом предусмотрена обязанность региональных органов исполнительной власти взаимодействовать с советами судей субъектов Российской Федерации при формировании бюджета в части финансирования мировой юстиции. Кроме того, законопроектом предусмотрены те финансовые гарантии, которые сегодня уже действуют на федеральном уровне: теперь сокращение финансирования мировой юстиции более, чем на 5 процентов, будет допускаться только при наличии согласия конференции судей субъекта Российской Федерации, а до 5 процентов – только с согласия регионального совета судей.

Проект содержит еще одно важное положение, касающееся аппаратов мировых судей. Сегодня сложилась абсурдная ситуация, при которой мировой судья формально лишен полномочий по руководству собственным аппаратом. Все эти полномочия находятся в руках региональных органов исполнительной власти. Такое положение дел не соответствует принципу независимости судей. Поэтому в законопроект включено положение, согласно которому полномочия по руководству аппаратом мирового судьи должны осуществляться только по согласованию с мировым судьей.

Правительство выступило против этого положения и предлагало «смягчить» формулировку, указав лишь на необходимость взаимодействовать с мировым судьей. Однако мы заняли принципиальную позицию по этому вопросу и настояли на том, что только обязательное согласование кадровых вопросов позволит решить имеющуюся проблему. Законодатель услышал нас, и правительственная поправка не была принята.

Совсем недавно, 6 апреля, законопроект был принят Государственной Думой в финальном, третьем чтении, и сейчас он уже находится на рассмотрении Совета Федерации. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время он станет законом. Мы и дальше продолжим работать в направлении улучшения положения мировых судей и унификации их статуса со статусом федеральных судей.

В перспективе правовой статус мировых и федеральных судей должен быть унифицирован. Принцип единства судебной системы предполагает, что искусственное разделение судейского сообщества на две группы судей не должно сохраняться.

В вопросе улучшения положения мировой юстиции в конкретных регионах очень важным фактором является активное, я бы даже сказал ведущее участие органов судейского сообщества в решении возникающих проблем. Именно региональные советы судей должны проявлять инициативу в этом вопросе, активно взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Федерации, вплоть до руководителей регионов. В случае, если имеются проблемы с финансированием или организацией деятельности мировых судебных участков — эти проблемы обязательно должны обсуждаться на заседаниях регионального совета судей с приглашением представителей профильных органов власти и руководства региона, и именно на таких заседаниях нужно искать решение проблемы.

Ярким примером такой работы являются мероприятия, реализованные в 2017 году в Еврейской автономной области. В этом регионе в связи с дефицитом бюджета сложилась особенно острая ситуация с недофинансированием мировой юстиции: выделяемых денежных средств не хватало на такие элементарные нужды, как закупка канцелярских принадлежностей, оплата почтовых отправлений, и так далее. В этой ситуации региональный совет судей проявил инициативу, направил соответствующие обращения в региональные органы власти и в Совет судей Российской Федерации. К ситуации подключилась Комиссия Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации, были проведены встречи с руководством региона.

Активная работа дала реальный результат. Губернатор Еврейской автономной области, несмотря на непростую бюджетную ситуацию, нашел советующую возможность и принял решение о дополнительном выделении на материально-техническое обеспечение мировой юстиции более 9-и миллионов рублей. Поскольку в регионе всего 12 судебных участков, мы рассчитываем на то, что дополнительно выделенных денег будет достаточно для решения наиболее острых проблем.

Этот пример показывает, что при должной активности органов судейского сообщества проблемы с финансированием мировой юстиции можно эффективно решать. Призываем всех коллег обратить внимание на этот позитивный опыт и применять его. При необходимости Совет судей Российской Федерации готов оказать необходимую организационную помощь.

Важным направлением работы в современных условиях является развитие электронного правосудия. В 2017 году Советом судей рассмотрен и поддержан подготовленный Судебным департаментом проект федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие», направленный на создание нормативно-правовых условий для внедрения инструментов электронного правосудия, повышения доступности и прозрачности судопроизводства.

Кроме того, в связи с тем, что 14 июня 2017 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утвердил Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, потребовалось признать утратившими силу акты Президиума Совета судей Российской Федерации, которые ранее регулировали эти же вопросы. Решение о признании постановлений Президиума Совета судей утратившими силу было принято 26 июля 2017 года.

Значительная работа была проделана Советом судей в направлении совершенствования финансовых и социально-бытовых гарантий независимости судей.

В феврале 2017 года в Верховный Суд Российской Федерации направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей». В настоящее время судебная система является единственной государственной структурой, не имеющей собственной санаторно-курортной базы. Это делает невозможной полную реализацию гарантии санаторно-курортного лечения судей, предусмотренной Законом о статусе судей и являющейся одним из социальных аспектов независимости суда. Поддержанный Советом судей законопроект подготовлен во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей и направлен на создание необходимых нормативно-правовых условий для формирования санаторно-курортной базы судебной системы. З октября 2017 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял решение о внесении законопроекта в Государственную Думу.

Комиссиями Совета судей Российской Федерации проведена работа над проектами федеральных законов о пенсионном обеспечении судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона о статусе судей. Кроме того, разработаны предложения о новых подходах к присвоению квалификационных классов судей, увеличению размеров доплаты за квалификационный класс, а также снятию ограничений по предельному квалификационному классу в зависимости от уровня суда, в котором работает судья.

Одной из важнейших проблем, которая уже более десяти лет остается нерешенной, является обеспечение судей жильем. Право на получение в собственность жилого помещения важнейшая социальная гарантия независимости судей. Ситуация, при которой судья после назначения на должность вынужден заниматься решением жилищного вопроса, не соответствует высокому статусу и авторитету судебной власти, а также наносит ущерб независимости суда: «втягивая» судью в решение жилищного вопроса, представители местных органов власти и иные субъекты не только отнимают у судьи время и силы, которые он мог бы уделять работе по отправлению правосудия, но и предоставляют недобросовестным лицам шанс воспользоваться возникшей ситуацией в целях давления на суд.

31 января 2008 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал, что делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по определению порядка жилищного обеспечения судей противоречит принципам верховенства закона и разделения властей. Еще до принятия этого постановления, в марте 2007 года, Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, призванный урегулировать предоставление судьям жилья. Этот проект был принят в первом чтении 14 марта 2008 г., однако дальнейшего его движения до сих пор не произошло.

В апреле 2017 года Совет судей Российской Федерации направил Председателю Государственной Думы обращение с просьбой активизировать работу по рассмотрению этого законопроекта. После направления этого обращения профильный комитет Государственной Думы возобновил подготовку проекта ко второму чтению, однако с тех пор никаких реальных мер в этом направлении не предпринималось.

Мы занимаем по этому вопросу четкую позицию: затягивать с решением проблемы жилищного обеспечения судей нельзя. При этом принципиально необходимо в полной мере реализовать ту гарантию, которая закреплена законодательством о статусе судей, а именно — предоставление судьям жилых помещений в собственность. Существующий порядок, при котором судьи получают служебные жилые помещения во временное пользование, должен уйти в прошлое, поскольку он лишает судей законных возможностей реализовать эту гарантию.

Уважаемые коллеги, хочу обратить Ваше внимание на одну из проблем, связанных с организацией жизни судейского сообщества. В последнее время мы стали чаще сталкиваться с судебными спорами, в которых в качестве истцов выступают судьи. Понятно, что судьи полноправные граждане нашего государства, и им не может быть отказано в доступе к правосудию. Также очевидно, что в некоторых ситуациях судья, как и любой другой человек, не может защитить своим права иным путем, кроме судебного.

Однако сегодня судьи периодически обращаются в суды с исками, которые направлены на реализацию своих социально-бытовых и финансовых гарантий, а также ведут тяжбы по служебным вопросам с руководством судов. За последние четыре года в Верховный Суд Российской Федерации поступили кассационные жалобы по десяти делам, в которых истцами выступали действующие судьи, и по двадцати одному делу, в которых истцами выступали судьи-отставники. Эти споры связаны с недоплатой или неверным расчетом ежемесячного пожизненного содержания, компенсации за неиспользованные отпуска и выходного пособия, невыплатой компенсации расходов за проезд к месту отдыха, несогласием с формированием судебных составов и назначением председателей этих составов, а также рядом других вопросов, которые непосредственно вытекают из правового статуса судьи.

Коллеги, я хочу обратить Ваше внимание на то, что решение подобных вопросов в судебном порядке ставит судебную систему в двусмысленное положение. Появление подобных споров привносит в судейское сообщество ту атмосферу конфликтности и разобщенности, которая не идет на пользу ни правосудию, ни доверию общества к суду. Необходимо помнить, что органы судейского сообщества создавались именно для того, чтобы все внутренние вопросы судейского корпуса были решены самим нашим сообществом, которое вполне способно к самоорганизации и самоуправлению.

Верховный Суд, как вы знаете, выступает с масштабными законодательными инициативами по развитию примирительных досудебных процедур. Поэтому именно судьи должны демонстрировать образцовую способность к мирному урегулированию конфликтов.

В связи с этим призываю решать все спорные вопросы, включая вопросы социального характера, именно в рамках органов судейского сообщества, и прежде всего — региональных советов судей. Необходимо сделать все от нас зависящее для того, чтобы спорные вопросы, возникающие в рамках судейского сообщества, не доходили до суда и решались в мирном порядке самим судейским сообществом.

Важным направлением деятельности советов является взаимодействие с органами государственной власти. Значительная и результативная работа в этой сфере проходит в рамках межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, образованной Президентом Российской Федерации. В ходе заседания группы, которое состоялось 29 марта 2017 года с участием представителей Совета судей Российской Федерации, было отмечено учащение случаев использования механизма исполнения судебных решений для совершения незаконных финансовых операций в целях легализации денежных средств и обхода валютного, налогового и финансового законодательства. В связи с этим было признано целесообразным организовать взаимодействие региональных советов судей с межведомственными рабочими группами, действующими в соответствующих федеральных округах.

Такое взаимодействие было успешно организовано Советом судей Российской Федерации. 26 июля 2017 года было принято постановление Президиума Совета судей по этому вопросу, а также направлено письмо председателя Совета судей России в региональные советы судей.

На основании этих документов региональные советы судей принимают активное участие в обсуждения, проводимых рабочими группами. Эта деятельность уже приносит реальные плоды. По оценкам Росфинмониторинга, в 2017 году благодаря надлежащему реагированию судейского сообщества на признаки нарушения законодательства удалось предотвратить противоправный вывод из Российской Федерации и легализацию денежных сумм в размере свыше 50 миллиардов рублей.

Как и в предшествующие периоды, значительную часть работы, проведенной Советом судей Российской Федерации, составляла работа по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций. Продолжается тенденция роста количества такого рода обращений, что свидетельствует о повышении уровня доверия граждан и организаций к органам судейского сообщества. В 2017 году в Совет судей поступило 3318 жалоб и обращений — на 14 процентов больше, чем в 2016 году. Из них в Дисциплинарную комиссию Совета судей для рассмотрения были направлены 598 жалоб и обращений. По итогам анализа жалоб выявлено, что более 90 0/0 из них сводятся к несогласию с конкретными судебными постановлениями, принятыми в отношении заявителей.

По шести жалобам Дисциплинарной комиссией проведены проверки с выездом на место. По результатам данных проверок доводы трех жалоб признаны полностью или частично обоснованными. Несмотря на то, что доводы большинства жалоб не нашли своего подтверждения, результаты их рассмотрения позволяют сделать выводы, необходимые для дальнейшего развития судопроизводства.

Весьма важной является работа Совета судей по поощрению наиболее опытных и зарекомендовавших себя профессионалами высокого уровня судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента. В 2017 году в Совет судей из субъектов Российской Федерации поступили представления о награждении 399 человек. Из них положительное решение было принято в отношении 345 кандидатов. В связи с этим прошу Вас, уважаемые коллеги, внимательно относиться к сведениям о лицах, представляемых к награждению, и прежде всего об их соответствии тем требованиям, которые предъявляются к опыту работы и статусу награждаемых лиц.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в 2017 году органами судейского сообщества активно велась работа по реализации поручений IX Всероссийского съезда судей: прорабатывались меры по совершенствованию судоустройство, судопроизводства и правового статуса судей, а также юридических, финансовых и организационных гарантий их независимости, повышению доверия общества к судебной системе, эффективности и качества правосудия. Эта работа будет продолжена в 2018 году. Благодарю Вас, уважаемые коллеги за проделанную работу и желаю не менее продуктивного труда в текущем году.

Спасибо за внимание!

Источник

Прочтите также...

category_sud-2

В Санкт-Петербурге состоится II Международный форум по банкротству

Читать далее →